Алекситимия
Торонтская Алекситимическая Шкала
Алекситимия - сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Является характерным признаком тяжелой стрессовой ситуации.
Тест адаптирован в институте им. В. М. Бехтерева.
Рекомендации.
Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте Х в соответствующем месте). Дайте только один ответ на каждое утверждение: 1) совершенно не согласен, 2) скорее не согласен, 3) ни то, ни другое, 4) скорее согласен, 5) совершенно согласен.
№ | утверждения | совершенно не согласен | скорее не согласен |
ни то, ни другое |
скорее согласен | совершенно согласен |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Когда я плачу, всегда знаю, почему | |||||
2 | Мечты - это потеря времени | |||||
3 | Я хотел бы быть не таким застенчивым | |||||
4 | Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю | |||||
5 | Я часто мечтаю о будущем | |||||
6 | Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие | |||||
7 | Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений | |||||
8 | Мне трудно находить правильные слова для моих чувств | |||||
9 | Мне нравится ставить людей в известность о совей позиции по тем или иным вопросам | |||||
10 | У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам | |||||
11 | Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит | |||||
12 | Я способен с легкостью описать свои чувства | |||||
13 |
Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать |
|||||
14 |
Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол |
|||||
15 | Я часто даю волю воображению | |||||
16 | Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим | |||||
17 |
Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле |
|||||
18 | Я редко мечтаю | |||||
19 | Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так | |||||
20 | У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение | |||||
21 | Очень важно уметь разбираться в эмоциях | |||||
22 | Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям | |||||
23 | Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства | |||||
24 | Следует искать более глубокие объяснения происходящему | |||||
25 | Я не знаю, что происходит внутри меня | |||||
26 | Я часто не знаю, почему я сержусь |
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Подсчет баллов осуществляется таким образом: 1) ответ «совершенно не согласен» — оценивается в 1 балл, «скорее не согласен» — 2, «ни то, ни другое» — 3, «скорее согласен» — 4, «совершенно согласен» — 5. Так оцениваются пункты шкалы: 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26.
Иначе оцениваются пункты шкалы: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24. В них ставим противоположную оценку в баллах по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2—4; 3 - 3; 4 - 2; 5 - 1);
Сумма баллов, полученная в результате сложения по всем пунктам, есть итоговый показатель « алекситимичности ». Результаты могут распределиться в интервале от 26 до 130 баллов.
«Алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше.
Мой клинический опыт и рекомендации моих учителей указывают на необходимость дополнительного обследования визитеров, по результатам тестирования оказавшимся в этой группе. В дальнейшем им целесообразно уделять особое внимание и заботу.
Основываясь на своём клиническом опыте и опыте своих коллег, моих подопечных, оказавшихся в группе от 62 до 74 баллов, полагаю целесообразным отнести к группе риска, провести дополнительную уточняющую диагностику, определить факторы, оказывающие негативное влияние на моих визави, и в дальнейшем периодически приглашать на тестирование для исключения отрицательной динамики.
«Неаликситимический» тип личности набирает 62 балла и ниже.